Sunday, March 06, 2016

Цветочные композиции в лаковой миниатюре

Впервые я увидела лаковую миниатюру на выставке много лет назад. Маленькие коробочки с миниатюрными картинами на крышке произвели впечатление. Прошли годы и я познакомилась с лаковой миниатюрой по-ближе, это были не только шкатулки, но и броши, табакерки, пеналы для карандашей, очечники, портсигары, подносы, бисерницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы и другие нужные вещи.


В настоящее время существуют 3 наиболее известных центра русского искусства лаковой живописи – это Палех, Федоскино и Холуй. Если кратко говорить о технике, то лаковая миниатюра исполняется темперными или масляными красками в три-четыре слоя, затем следует роспись прозрачными красками и завершение красками, передающими блики на предметах. Живопись покрывается лаком несколько раз.


Шкатулки выполняют вручную из картона, который прессуют и варят в льняном масле. Грунтуют изделия, красят несколько раз лаком чёрным снаружи и красным внутри. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры.


Я показываю вам лишь некоторые лаковые миниатюры, можно рассмотреть умело нарисованные цветы, листья, ветки, бабочек и насекомых, сложные узоры из стилизованных растений, оригинальные сюжеты бытовые и из народных сказок. Часто роспись сочетается с вставками из перламутра и золотой краски.

Возможно, кто-нибудь из вас получила в подарок искусно сделанную шкатулку или брошь, расскажите!



 P.S. кликните на фото чтобы увеличить.

35 comments:

  1. Очень красиво, я помню шкатулки из детства, очень были популярны тогда, и сейчас, мне кажется, такая роспись актуальна

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вилия, согласна с вами, у вас хороший вкус, мне всегда нравятся ваши работы.

      Delete
  2. Мужчины-коллеги дважды нас, девочек, одаривали лаковыми шкатулками на 8 Марта. Получать такие подарки весьма приятно. Хорошая и приятная память.

    Надежда Семеновна, спасибо за поздравление и Вас тоже с наступающим!!! Здоровья и процветания лично Вам, Вашей семье, а также Вашему замечательному блогу!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Надежда, в такие весенние дни хочется быть моложе и здоровее, чтобы приняться за сад с новыми силами. С вас тоже с праздником!

      Delete
  3. I love the box and it would be nice to have such. Thank you for such lovely things on Women's Day. Mutually the beautiful March 8. Regards.

    ReplyDelete
  4. Очень красивые лаковые миниатюры, цветы, наверное красивы везде. С праздником 8 Марта Надежда вас и ваших читателей. Много цветов не только в праздничный женский день, но как можно чаще.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Светлана, и вас тоже с праздником!

      Delete
  5. Меня всегда поражало, что на таких вот росписях цветы кажутся будто живыми. На моей памяти у нас была шкатулка, украшенная ярко-алыми розами на черном фоне, очень древняя, еще от прапрабабушки осталась. К сожалению, потеряли ее при последнем переезде. Было крайне огорчительно (грешим на соседей-помощников).

    ReplyDelete
    Replies
    1. Конечно, жаль потерять красивую да еще и старинную вещь, Ольга.
      С праздником вас!

      Delete
  6. Мне очень нравятся такие шкатулки и лаковые миниатюры. Надежда Семеновна, позвольте и вас поздравить с наступающим весенним женским праздником! Счастья вам, здоровья, тепла и уюта в доме и в душе!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Надежда за теплые слова, и вас тоже поздравляю!

      Delete
  7. У мамы есть тоже такая шкатулка - папа дарил ей на какой-то праздник. Папы к сожалению уже нет, а шкатулка, как память осталась. Спасибо за поздравление, Вас также с международным женским днем! Весны Вам в душе: и зимой, и летом, и осенью, и весной! Всего Вам доброго!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Как приятно, что осталась такая красивая память о вашем папе, Татьяна.

      Delete
  8. Надежда, какие прекрасные шкатулки ! А я всегда думала, что они деревянные :) У меня есть одна. Лет ей, наверное, десять уже, но она мне очень нравится . А может быть Вы знаете почему она изнутри краситься в карсный цвет ?
    Надежда и Вас поздравляю с женским праздником и весной ! Всего Вам хорошего, красивого и главное- здоровья !

    ReplyDelete
    Replies
    1. Первоначально в Федоскино расписывали иконы и эти цвета присутствовали в росписи. Вероятно, так сложилась традиция использовать эти цвета в окраске шкатулок.
      С праздником, Ауксе, не знаю празднуют ли у вас этот день.

      Delete
    2. Конечно празднуют ! И я от мужа всегда получаю букетик весенних цветов :)

      Delete
  9. Помню, у моей мамы была такая шкатулка. В детстве она мне очень нравилась.На черном фоне русская тройка в красных и золотых тонах.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Конечно, Андрей для ребенка такая вещь очень запоминается.

      Delete
  10. Очень красивые эти шкатулочки! Я тоже их еще из детства помню. А поскольку сейчас моде на ручные работы возрождается, то такие изделия с росписью очень актуальны. Я бы не отказалась от такого подарка. Спасибо, Надя, за красоту!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Согласна, Таня, прекрасный подарок.

      Delete
  11. Спасибо, Надежда, и Вас с праздником весны!
    Сразу вспомнилось это ощущение из детства: у бабушки была такая удивительно красивая шкатулка с бусами, теперь она стоит у мамы. Помню запах лака, ощущение от прикосновения к гладкой поверхности, мастерски выписанный сюжет... Для меня лаковая шкатулка - это приятное воспоминание о временах, когда весь мир казался волшебным.
    Кстати, хорошая идея, что подарить венгерским друзьям. Спасибо, Надежда Семеновна за идею!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Виктория, конечно такая расписная шкатулка - хороший подарок, я думаю он обязательно понравится.

      Delete
  12. Палехлвская шкатулка мне перешла по наследству от моей прабабушки, я на нее могу смотреть часами, эта роспись меня успокаивает.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вы правы! Можно долго рассматривать узоры, веточки, лепестки, обрамление шкатулки или броши, настолько это кропотливая, точная, художественная работа, Надежда.

      Delete
  13. Интересный рассказ и очень красивые изделия, я тоже думала что эти шкатулочки деревянные.
    Надежда, поздравляю Вас и всех читательниц вашего блога с праздником! Пусть будет яркая и красивая весна, и много всего интересного и радостного в жизни!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я тоже хочу, Елена, чтобы весна была красивая и теплая, люблю пробуждение природы.

      Delete
  14. Вас поздравляю с праздником весны,
    С дыханием реки и блеском солнца,
    Пусть будут дни блаженны и ясны.
    И солнце пусть заглянет к Вам в оконце.
    Пусть будет пробуждением души
    Хмельное воскресение природы,
    Чтоб были Вы всегда так хороши,
    Как нежное сияние небосвода!
    С праздником, Надежда Семёновна.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Елена за красивые стихи!

      Delete
  15. Красивы вещички, я тоже думала, что они деревянные. У свекрови, помню, была такая шкатулка. Её приятно было держать в руках. Надежда Семёновна,с прошедшим Вас праздником, хотя, почему с прошедшим. 8 Марта - это и женский день, и праздник весны, а весна только начинается. Пусть она Вас радует, здоровья Вам и всего самого доброго.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Согласна, Елена, их приятно держать в руке. Вас тоже с началом весны!

      Delete
  16. В детстве у нас был настоящий большой лаковый поднос. По-моему, Палех. Но мы им пользовались в быту. Раньше не считали это за искусство.

    ReplyDelete
  17. Мне тоже от бабушки достался небольшой поднос, Палех, маленькая была не ценила красоту эту, сейчас сейчас стоит на самом видном месте.

    ReplyDelete
  18. Оригинальные вещи! Цветы украшают и шкатулки, и подносы.

    ReplyDelete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!